Аудит операции, связанных с налогом на добавленную стоимостьПрактический аудит / Аудит операции, связанных с налогом на добавленную стоимостьСтраница 1
Изучив эту главу, вы узнаете:
— цели и задачи аудита операций, связанных с НДС,
— перечень основных документов, на основании которых проводится аудит операций, связанных с НДС;
— последовательность работ при аудите НДС;
— основные виды нарушений, которые могут быть выявлены в результате проведения аудита операций, связанных с НДС.
Целью аудита операций, связанных с НДС, является установление соответствия порядка исчисления НДС требованиям налогового законодательства.
Задачами аудита операций, связанных с НДС, являются:
— оценка состояния синтетического и аналитического учета расчетов по НДС;
— проверка формирования налоговой базы, применения налоговых льгот и налоговых вычетов;
— контроль за отражением текущих налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерской и налоговой отчетности;
— проверка соблюдения организацией налогового законодательства при формировании налоговой базы по НДС, полноты и своевременности уплаты налога в бюджет.
Основные нормативные документы:
• Налоговый кодекс Российской Федерации, глава 21 НК РФ;
• Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденные постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914.
Предоставляемые аудитору документы: бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), главная книга или оборотно-сальдовая ведомость, приказ об учетной политике организации, регистры бухгалтерского учета по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость», 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», налоговые декларации, книга покупок, книга продаж, счета-фактуры, первичные документы, подтверждающие поступление товарно-материальных ценностей.
Работы при проведении аудита НДС можно разделить на три этапа: ознакомительный, основной и заключительный.
Ознакомительный этан
Основной задачей аудита операций, связанных с НДС, является контроль правильности формирования сумм налоговых обязательств перед бюджетом. С этой целью аудитору необходимо выполнить следующие процедуры:
— оценить систему бухгалтерского и налогового учета;
— оценить аудиторские риски;
— рассчитать уровень существенности;
— определить основные факторы, влияющие на налоговые показатели;
— проанализировать организацию документооборота и изучить функции и полномочия служб, ответственных за исчисление и уплату налогов.
Выполнение перечисленных процедур позволяет рассмотреть существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений.
Аудитор должен сделать запрос на предоставление организацией следующих основных документов: налоговых деклараций по НДС (включая все уточненные расчеты), книги покупок и книги продаж, счетов-фактур, актов выполненных работ (услуг), товарных накладных, регистров бухгалтерского учета.
Основной этан
На данном этапе проводится углубленная проверка участков налогового учета, на которых выявлены проблемные зоны с учетом значения уровня существенности. Для этого выполняются:
— оценка правильности определения налогооблагаемой базы по НДС;
— проверка налоговой отчетности, представленной организацией по установленным формам;
— расчет налоговых последствий для организаций в случаях некорректного применения норм налогового законодательства.
По результатам проверки разрабатываются и представляются рекомендации по использованию организацией налоговых льгот и предложения по созданию в организации системы внутреннего контроля за правильностью исчисления НДС.
Основные объекты проверки при рассматриваемом виде аудита и соответствующие им аудиторские процедуры приведены в табл. 12.1.
Таблица 12.1
Объекты аудита НДС и соответствующие им аудиторские процедуры
Смотрите также
Амортизация и амортизационные отчисления
Затраты являются одним из
важнейших факторов, влияющих на принятие решений при управлении предприятием,
которое представляет собой достаточно сложную систему, объединяющую все ресурсы
(дене ...
Планирование аудита и аналитические пюцедуры
Эта глава знакомит читателя с вопросом планирования аудита и разработки его методики,
а также тремя основными этапами планирования аудита. Рис. 5.7 наглядно показывает,
каким образом стадия планир ...
Представительские расходы
Представительские расходы – это затраты организации, связанные с ее коммерческой
деятельностью, по приему и обслуживанию представителей других организаций и учреждений
(включая иностранных), прибы ...