Аудиторский контроль капитальных вложений и ввод объектов и
производственных мощностей в действиеОбщая теория аудита / Аудиторский контроль инвестиционной деятельности / Аудиторский контроль капитальных вложений и ввод объектов и
производственных мощностей в действиеСтраница 1
Капитальные вложения в инвестиционной деятельности предусматривают прирост производственных мощностей на действующих предприятиях от технического переоборудования и реконструкции, нового строительства, ввода в действие объектов, сооружений и производственных мощностей, лимиты государственных капитальных вложений и строительно-монтажных работ и других инвестиций.
Лимит — ресурсный показатель, определяющий предельную величину капитальных вложений, в том числе на строительно-монтажные работы, на запланированное введение в действие мощностей, предприятий, объектов и создание нормативных заделов производства. В пределах этих лимитов планируются объемы незавершенного строительства на отдельных объектах и стройках. Доводятся лимиты предприятию-застройщику инвесторами в пределах, определенных расчетами необходимости расширения или замены основных средств.
План капитальных вложений для предприятий утверждается вместе с планом финансирования капитальных вложений вышестоящей организацией. Расчеты по обоснованию этих планов, в частности потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах и выделенных лимитах, концентрации ресурсов на пусковых объектах с целью обеспечения введения объектов в действие в нормативные сроки, проверяются аудитом в первую очередь. Затем проверяют обеспеченность капитальных вложений проектно-сметной документацией.
В процессе контроля используются органолептические (экспертиза, инвентаризация, выборочные и сплошные наблюдения) и документальные методические приемы, предусматривающие аналитические, логические, сравнительно-сопоставительные и учетно-вычислительные аудиторские процедуры.
Источниками информации
аудита являются договоры подряда, акты передачи подрядчику проектно-сметной документации, данные бухгалтерского учета по счету «Капитальные вложения», а также нормативно-правовые и методические документы государственных плановых органов и банков по вопросам инвестиций и внедрения в проекты достижений науки и техники, сокращения длительности строительства, утверждение титульных списков на проектно-поисковые работы для строительства будущих лет и другие, касающиеся инвестиций в капитальные вложения.
Проектные организации ведут разработку проектов и смет при длительности производства более 2 лет не в целом по объекту, а на его первую очередь, руководствуясь схемой генерального плана строительства. Одновременно со строительством первой очереди осуществляется проектирование следующей очереди. Сметная стоимость строительства каждой очереди утверждается в пределах общей сметной стоимости строительства предприятия, определяемой технико-экономическими обоснованиями.
Непрерывность планирования капитального строительства обеспечивается за счет строгого соблюдения утвержденных титульных списков строительств. По крупным строительствам разрешено при длительном периоде проектирования и наличия генерального плана утверждать рабочие чертежи и сметы к ним на объем работ первого года строительства предприятия (сооружения) до завершения проекта в целом.
Своевременность обеспечения строительства проектно-сметной документацией выявляют путем проведения инвентаризации и встречной проверки этой документации в подрядных организациях. Ответственность за пеню и неустойки, уплаченные подрядчиками за просрочивание выдачи проектно-сметной документации, возлагается на конкретных работников предприятия-заказчика. Если работы выполняются без рабочих чертежей, то аудит выясняет, каковы последствия этого и кто за это ответственен.
По строительствам, выполняемым хозяйственным способом, методы проверки обеспеченности их проектно-сметной документацией проще, так как при этом проверяются только взаимоотношения застройщика с проектными организациями. Аудитор, проверяя выполнение графиков поступления технической документации на строительство, выясняет, выдерживаются ли требования комплектности документации. Наличие некомплектной документации может быть выявлено при изучении претензий подрядной организации, а также рабочих чертежей, поступивших на строительство. Проверяются также претензии строительной организации относительно качества рабочих чертежей способом сопоставления их с проектными решениями по объему работ и сметной стоимостью, что позволяет выявить отклонения рабочих чертежей от утвержденного проекта. Аудитор устанавливает, что является следствием некачественной разработки утвержденного проекта, не привело ли плохое качество проектной документации к удорожанию строительства и кто ответственен за допущенные перерасходы ресурсов.
Проверяя качество проектной документации, аудитор изучает заключения экспертов к проектам, а также претензии к проектной организации. Таким образом определяют причины недостатков и устанавливают конкретных лиц, ответственных за допущенные нарушения.
Обеспеченность строительства проектно-сметной документацией аудитор проверяет при изучении титульных списков, проектов, смет, сметно-финансовых расчетов, устанавливает, кем и когда они утверждены. Определяет также, каким образом они связаны с планом финансирования капитальных вложений и планом введения в действие завершенных объектов.
Смотрите также
Прочие договоры, услуги и заключения
Наряду с ситуацией аудита завершенной финансовой отчетности, составленной в соответствии
с общепринятыми бухгалтерскими принципами, аудиторские фирмы, как правило, сталкиваются
и с ситуациями, тре ...
Страхование имущества
В бухгалтерском учете расходы на страхование относят к расходам по обычным видам
деятельности и признают прочими (п. 11 ПБУ 10/99). Предварительно стоимость страховки
учитывают на счете 97 в соста ...
Юридическая ответственность
В этой главе обсуждаются сущность, характер и потенциальные источники возникновения
юридической ответственности аудиторов. Для начала мы исследуем причины увеличения
числа судебных разбирательств ...