Задачи, организация и функции финансового контроля и аудита в банкахОбщая теория аудита / Финансовый контроль и аудит в банках / Задачи, организация и функции финансового контроля и аудита в банкахСтраница 1
Банковская система
в Украине состоит из Национального банка Украины, государственных и частных коммерческих банков. В частности, к государственным коммерческим банкам относятся Экспортно-импортный банк (Эксимбанк) и Сберегательный банк (Сбербанк). Основную часть банковской системы составляют акционерные коммерческие банки (АКБ «Украина», АКБ «Надра», АК «Проминвестбанк» и др.), которые осуществляют деятельность согласно лицензиям, выданным Национальным банком Украины, в соответствии с законодательством о банках и банковской системе. Коммерческие банки имеют свои филиалы и представительства как на территории Украины, так и за ее пределами, созданные по согласию регионального управления Нацбанка Украины. Необходимым условием для их открытия является полная уплата заявленного уставного фонда банка. Филиалы и представительства банка не являются юридическими лицами. Свою деятельность эти подразделения осуществляют в соответствии с порядком, предусмотренным уставом банка.
Региональные управления Нацбанка среди других необходимых документов для регистрации филиала банка требуют сведения о профессиональной пригодности руководителя филиала, а нередко и заключения аудита о финансовом состоянии банка.
Уставами акционерных коммерческих банков предусмотрено создание правления банка и контрольно-ревизионной комиссии из числа акционеров банка. Права и обязанности контрольно-ревизионной комиссии определены уставом банка, принятым собранием акционеров. Комиссия работает, как правило, на общественных началах. Контрольно-ревизионная комиссия осуществляет работу в соответствии с составленным ею планом, которым предусматривается проведение комплексной ревизии финансовой и хозяйственной деятельности банка не реже одного раза в год, после составления годовой отчетности бухгалтерией банка. Акт комплексной ревизии представляется вместе с годовым отчетом комиссии на рассмотрение и утверждение общим собранием акционеров. В зависимости от того, насколько полно и объективно в акте комплексной ревизии освещена деятельность банка за отчетный год, общее собрание может утвердить отчет контрольно-ревизионной комиссии или отправить на дальнейшую доработку, а также на повторную ревизию в новом составе членов комиссии или поручает провести контроль независимым аудиторам.
Согласно действующему законодательству финансовый контроль в банковской системе организован следующим образом. Национальный банк Украины контролирует Верховная Рада Украины через Расчетную палату. Деятельность коммерческих и частных банков контролирует Нацбанк Украины путем проведения контрольных тематических проверок. Следовательно, комплексную ревизию финансовой деятельности акционерных коммерческих банков проводят только контрольно-ревизионные комиссии на общественных началах, избранные собранием акционеров.
Законодательством предусмотрено проведение ежегодного обязательного аудита финансовой и хозяйственной деятельности коммерческих банков. Обязательный аудит ограничивается подтверждением баланса и финансовой отчетности за отчетный год. Заказчиком аудита является сам банк, он же оплачивает стоимость аудиторских услуг. В отдельных случаях руководство банка обращается к услугам аудитора при проведении эмиссии ценных бумаг, анализе финансового состояния клиента и др.
Опыт показывает, что существующая система финансового контроля деятельности коммерческих банков несовершенна. Общественные контрольно-ревизионные комиссии, созданные собранием акционеров, состоят, как правило, из недостаточно компетентных лиц в отрасли финансового контроля, поэтому не выявляют своевременного рискованного финансового состояния банка. Вследствие этого Нацбанком Украины своевременно не ликвидируется лицензия на право деятельности. Коммерческие банки нередко обращаются в арбитражный суд с просьбой объявить о своем банкротстве после того, как имущество банка расхищено, а предоставленные юридическим и физическим лицам кредиты без соответствующего имущественного и финансового залога являются безнадежными долгами. Нередко отдельные банки прибегают к лжебанкротству, что причиняет значительный ущерб физическим и юридическим лицам, которые являются акционерами банка, а также внесли деньги в депозит, купили ценные бумаги. Целесообразно было бы предусмотреть законодательством проведение комплексных ревизий финансовой и хозяйственной деятельности коммерческих банков Нацбанком Украины, который бы своевременно принимал меры по предупреждению банкротства банков и злоупотреблений по присвоению средств населения.
Смотрите также
Электроснабжение отрасли
Создание энергосистем и объединение их между собой на огромных территориях стало основным направлением развития электроэнергетики мира в 20 веке. Это обусловлено отличительной особенностью отрасли, ...
Юридическая ответственность
В этой главе обсуждаются сущность, характер и потенциальные источники возникновения
юридической ответственности аудиторов. Для начала мы исследуем причины увеличения
числа судебных разбирательств ...
Операции с ценными бумагами
В статье 280 Налогового кодекса изложены особенности определения налоговой базы
по операциям с ценными бумагами.
Поскольку глава 25 Налогового кодекса не содержит даже примерного перечня расходов, ...