Ремонт арендованных основных средств
Аудит и расходы фирмы / Основные средства / Ремонт арендованных основных средств
Страница 1

Основные средства, находящиеся в аренде, подвергаются физическому и моральному износу, нуждаются в ремонте и восстановлении. В соответствии со статьей 616 Гражданского кодекса РФ, если иное не установлено договором, капитальный ремонт основных средств, сданных (полученных) в аренду, производится за счет арендодателя, другие виды ремонта производятся за счет арендатора. Однако условиями договора могут быть предусмотрены иные варианты. Порядок отражения затрат на ремонт основных средств, сданных (полученных) в аренду, в бухгалтерском учете зависит от того, на кого возложены обязанности по проведению ремонта.

Согласно положению по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 порядок отражения затрат на ремонт зависит от того, как используется арендованное основное средство. Как правило, такие объекты необходимы арендатору для осуществления основной деятельности. В таком случае расходы на их ремонт отражаются в бухучете в составе расходов по обычным видам деятельности. Так предписывает пункт 5 ПБУ 10/99.

При формировании учетной политики в бухгалтерском учете предприятие может включать расходы на ремонт непосредственно в себестоимость по мере их возникновения.

В налоговом учете расходы на проведение ремонта отражаются в составе прочих расходов. Для налогоплательщиков, применяющих метод начисления, признаются в качестве расхода в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, вне зависимости от их оплаты с учетом особенностей, предусмотренных статьей 260 Налогового кодекса РФ. Для налогоплательщиков, применяющих кассовый метод, расходы на ремонт признаются после их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 Налогового кодекса РФ). Налогоплательщик вправе создавать резерв на ремонт основных средств, если таковой длится более одного налогового периода. При этом можно предусмотреть одинаковый порядок создания и списания резерва в бухгалтерском и налоговом учете.

Добавим, что затраты на ремонт амортизируемого имущества, полученного в аренду, подлежат включению в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, если договором аренды не предусмотрено возмещение арендатору таких затрат

К такому выводу пришел ФАС Центрального округа в постановлении от 13 ноября 2006 г. № А54-3665/2005-С5. Судьи рассуждали так. Согласно статье 260 Налогового кодекса РФ затраты по ремонту основных средств рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. Согласно пункту 2 статьи 257 Налогового кодекса РФ первоначальная стоимость основных средств изменяется в случае достройки, модернизации технического перевооружения и по аналогичным основаниям.

Таким образом, расходы по реконструкции увеличивают стоимость основных средств и уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в составе амортизационных отчислений. В комментируемом постановлении суд указывает, что ремонтно-строительные работы в данном случае являются ремонтом основных средств, и затраты на их проведение уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, а также в силу прямого указания закона уменьшают налогооблагаемую базу в том периоде, в котором затраты произведены. Также с учетом пункта 2 статьи 260 Налогового кодекса РФ расходы на ремонт основных средств учитываются в целях налогообложения в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, если договором аренды не предусмотрено возмещение таких расходов.

Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 11 января 2006 г. по делу № А43-7220/2005-30-310, ФАС Западно-Сибирского округа от 5 мая 2006 г. по делу № Ф04-2388/2006, от 5 сентября 2005 г. по делу № Ф04-5740/2005.

ПРИМЕР

Организация арендует ОС. Договором аренды предусмотрено, что текущий ремонт ОС арендатор производит за свой счет. Такой ремонт обошелся организации в 212 400 руб. (в том числе НДС – 32 400 руб.).

Бухгалтер организации должен сделать следующие проводки:

ДЕБЕТ 26 (44) КРЕДИТ 60

– 10 000 руб. (12 000 руб.– 2000 руб.) – отражены расходы на проведение ремонта;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 2000 руб. – учтен НДС со стоимости ремонтных работ;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС» КРЕДИТ 19

– 2000 руб. – принят к вычету НДС со стоимости ремонтных работ;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

– 12 000 руб. – оплачены ремонтные работы.

Расходы возмещаются арендодателем. Тогда расходы на ремонт, которые понес арендатор, засчитываются в счет арендной платы. Иными словами, производ

Страницы: 1 2

Смотрите также

Требования к профессии аудитора
Профессия аудитора - это профессия специалистов, которых признает общество как гарантов уверенности пользователей финансовой информации в ее достоверности, полноте и соответствии действующему законода ...

Операции с ценными бумагами
В статье 280 Налогового кодекса изложены особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами. Поскольку глава 25 Налогового кодекса не содержит даже примерного перечня расходов, ...

Расходы обособленных подразделений
Организации могут отдельно не считать налог на прибыль, приходящийся на каждое обособленное подразделение, если все они находятся в одном субъекте РФ (ст. 288 Налогового кодекса РФ). Сумму налога ...