Законодательная и нормативная база аудитаДополнительные материалы / И. А. Налетова "Аудит" / Основы аудиторской деятельности / Законодательная и нормативная база аудитаСтраница 3
3. Отчет аудитора о проверке финансовой отчетности.
4. Виды аудиторских заключений.
5. Письмо-обязательство о согласии на проведение аудита.
6. Аудиторские доказательства (виды, источники и методы получения).
7. Действия аудитора при выявлении мошенничества или ошибок.
8. Использование работы эксперта.
9. информация для руководства.
10. Дата составления аудиторского отчета, события после составления баланса, обнаружение фактов после выпуска финансовой отчетности.
В целом предполагалось на основе стандартов, разработанных Международным комитетом по аудиторским стандартам, создать четыре группы российских аналогов:
1. Общие стандарты аудита.
2. Рабочие стандартв1 аудита.
3. Стандарты отчетности.
4. Специфические стандарты, используемые для аудита в отдельных отраслях.
Проблема соответствия российских аудиторских фирм международным, стандартам аудита тем более актуальна в связи с жесткой конкуренцией на российском рынке со стороны крупных западных фирм.
Ведущие российские фирмы стремятся стать клиентами именно западных компаний. Поэтому перед российскими аудиторскими фирмами очень остро стоит вопрос соответствия международным нормам аудита с тем, чтобы составить реальную конкуренцию западным компаниям.
Российские аудиторские фирмы привлекают клиентов более низкими ценами и большим вниманием к пожеланиям клиентов. Преимущество западных фирм — громкое имя и прочная репутация.
При этом качество услуг, предоставляемых российскими аудиторами, обычно не хуже, чем у западных коллег. Однако развитию собственного российского рынка во многом мешает отсутствие ряда законодательно закрепленных стандартов аудиторской деятельности, которые стали бы ориентиром для всех фирм и установили бы критерии профессиональной ответственности аудиторов.
Особенности применения стандартов аудита в России и специфика аудита в целом во многом обусловлены тем, что российский аудит исторически возник на основе работы контрольно-ревизионных органов, в которых были как позитивные, так и негативные моменты.
Одним из недостатков работы таких служб является узковедомственный подход, вследствие которого много внимания при проверках уделялось поиску мелких ошибок, что должно было продемонстрировать дотошность проверяющих, а на крупные упущения часто «закрывались глаза», если речь не шла о хищениях. То, что российский аудит во многом «вырос» из ревизионных проверок, привело к искажению самого понятия «аудит».
Зачастую под целью аудита понимается не подтверждение отчетности, а выявление хищений, поиск финансовых злоупотреблений, проверка правильности налоговых расчетов и своевременности перечисления налогов в бюджет.
Национальная система российских стандартов, по мнению ведущих ученых, должна включать 59 правил, из которых 46 являются аналогами международных стандартов аудита (MCA), a дополнительные 13 стандартов— чисто российские. В качестве примера для сравнения приведем таблицу отечественных и международных стандартов аудита (причем ряд стандартов уже опубликованы и одобрены комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ).
Следует отметить, что российские стандарты более подробные и раздел XI «Образование и подготовка кадров» целиком относится к российским стандартам (табл. 3).
Таблица 3. Сравнительная характеристика отечественных и международных стандартов аудита (МСА)
№
п/п | Числовое значение документов МСА | Стандарты МСА (международные стандарты аудита) | Отечественные правила (стандарты) аудиторской деятельности |
I. Вводные замечания | |||
1 | 100 | Предисловие к МСА и сопутствующим услугам | Предисловие к стандартам аудиторской деятельности |
2 | 110 | Глоссарий терминов | Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности |
№
п/п | Числовое значение документов МСА | Стандарты МСА (международные стандарты аудита) | Отечественные правила (стандарты) аудиторской деятельности |
3 | 120 | Общая структура МСА | Общая структура правил аудиторской деятельности |
4 | Характеристика сопутствующих аудит услуг и требования, предъявляемые к ним | ||
5 | — | — | Организация и порядок работы аудитора |
6 | — | Требования к внутренним стандартам аудиторских организаций | |
П. Ответственность | |||
7 | 200 | Цели и основные принципы, связанные с аудитом финансовой отчетности " | Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности |
8 | 210 | Условия аудиторских заданий | Письмо обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита |
9 | — | Контроль качества работы в ходе аудита | Внутрифирменный контроль качества аудита |
10 | — | — | Внешний контроль качества аудита |
11 | 230 | Документация | Документирование аудита |
12 | 240 | Мошенничество и ошибка. | Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности |
13 | 250 | Учет законов и правил при аудите финансовой отчетности | Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита |
14 | Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов | ||
15 | — | Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг |
№
п/п | Числовое значение документов МСА | Стандарты МСА (международные стандарты аудита) | Отечественные правила (стандарты) аудиторской деятельности |
III. Планирование | |||
16 | 300 | Планирование | Планирование аудита |
17 | 310 | Знание бизнеса | Понимание деятельности экономического субъекта |
18 | 320 | Существенность в аудите | Существенность и аудиторский риск |
IV. Внутренний контроль | |||
19 | 400 | Оценки риска и внутренний контроль | Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита |
20 | 401 | Аудит в среде компьютерных и информационных систем | Аудит в условиях компьютерной обработки данных |
21 | 402 | Особенности аудита, относящиеся к юридическим лицам, использующим сервисные организации | Особенности. аудита, относящиеся к юридическим лицам, использующим сервисные организации |
V. Аудиторское доказательство | |||
22 | 500 | Аудиторские доказательства | Аудиторские доказательства |
23 | 501 | Аудиторское доказательство — дополнительное рассмотрение для специфических случаев | Аудиторское доказательство — дополнительное рассмотрение для специфических случаев |
24 | 510 | Первоначальные задания
— вступительные сальдо | Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности |
25 | 520 | Аналитические процедуры | Аналитические процедуры |
26 | 530 | Аудиторская выборка | Аудиторская выборка |
27 | 540 | Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете | Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете |
Смотрите также
Представительские расходы
Представительские расходы – это затраты организации, связанные с ее коммерческой
деятельностью, по приему и обслуживанию представителей других организаций и учреждений
(включая иностранных), прибы ...
Переговоры
Умение вести переговоры – залог успеха деятельности не только руководителя предприятия или тех его сотрудников, которые работают с клиентами. Думаю, никто не будет спорить, что эта способность ...
Аудиторские выборки для проверок операций
Как только аудитор решил, какие процедуры выбрать и когда их следует выполнять,
необходимо определить количество единиц в выборке и какие единицы следует выбрать.
В этой главе рассштриваются приня ...