Изучение и оценка системы внутреннего контроля клиентаАудит международных стандартов / Оценки риска и внутренний контроль / Изучение и оценка системы внутреннего контроля клиентаСтраница 3
Следующий фактор - организационная структура - определяет формы власти и подчинения, а также каналы информационной связи внутри организации. В ходе изучения организационной структуры проверяемой организации аудитору необходимо проанализировать управленческие и функциональные связи в ней, установить степень соответствия организационной структуры размерам и степени сложности организации, а также механизм реализации самой системы внутреннего контроля.
При этом организационная структура организации, обеспечивающая эффективно работающую систему внутреннего контроля, основана на принципе разграничения функций и наделения разных работников следующими компетенциями: ответственность за принятие управленческих решений; материальная ответственность за обеспечение сохранности имущества (денежных средств, ТМЦ и т.д.);
ответственность за ведение бухгалтерского учета. Рассмотрим данный принцип на примере кассовых операций. Все первичные документы по движению денежных средств (приходные и расходные кассовые ордеры) должны подписываться лицами, ответственными за принятие управленческих решений (приходные документы - главным бухгалтером; расходные - кроме него также и руководителем организации), т.е. каждая хозяйственная операция внутри организации должна санкционироваться уполномоченными на то должностными лицами.
Непосредственно операции с денежными средствами (физические действия) совершает лицо, ответственное за обеспечение их сохранности, - кассир.
Оформление приходных и расходных кассовых ордеров, своевременную их регистрацию, отражение хозяйственных операций по движению денежных средств на счетах бухгалтерского учета, а также текущий контроль соответствия совершенных хозяйственных операций установленным требованиям нормативных актов в организации обеспечивает бухгалтер по учету кассовых операций.
Такая «тройственная» система, закрепленная в организационной структуре предприятия для всех видов активов (как осязаемых, так и «невидимых» - к примеру, информации), будет свидетельствовать о сильной контрольной среде, И наоборот, в случае, когда определенные обязанности из перечня, отмеченного выше, выполняются (по совместительству) одним должностным лицом (очень часто такие ситуации встречаются на предприятиях малого бизнеса). Это может служить основанием для повышенного внимания аудитора к соответствующим классам хозяйственных операций.
Следует заметить, что сам процесс адекватного распределения обязанностей между работниками организации для реализации принципа, изложенного здесь, уже является одной из процедур контроля, определение и совокупность которых мы рассмотримттозднее.
Среди остальных элементов важно отметить политики и процедуры в отношении персонала компании. Персонал предприятия, как уже отмечалось выше, - важнейший аспект любой системы контроля [3, с. 267]. Если работники обладают такими качествами, как высокая компетентность, честность, заслуживают доверия, при этом они удовлетворены существующими системами оплаты труда, стимулов и поощрений за результаты их деятельности, то даже при наличии других недостатков системы контроля (к примеру, в случае отсутствия подразделения внутреннего аудита в организации) в любом случае существует относительно низкая вероятность н
Смотрите также
Расходы обслуживающих производств
В соответствии со статьей 275.1 Налогового кодекса РФ обслуживающими производствами
считаются подсобные хозяйства и коммунальные объекты, числящиеся на балансе предприятия:
гостиницы для размещени ...
Износ основных средств и амортизационная политика
...
Аудит денежных средств
Аудит денежных оборотов и остатков - это последняя область аудита, которую мы
изучаем. Вполне очевидно, что свидетельства, необходимые для аудита денежных средств,
во многом определяются результат ...