Аудиторская проверка состояния учета
Общая теория аудита / Аудиторская проверка состояния учета, отчетности и внутрихозяйственного контроля / Аудиторская проверка состояния учета
Страница 1

Проверка аудитором состояния бухгалтерского, внутрихозяйственного (управленческого) и статистического учета субъектов предпринимательской деятельности предусмотрена Законом Украины «Об аудиторской деятельности». К ним относятся коммерческие банки, фонды, биржи, компании, общества и другие субъекты хозяйствования независимо от форм собственности и вида деятельности, отчетность которых официально обнародуется, за исключением учреждений и организаций бюджетных и небольших по объему субъектов хозяйствования, определенных законодательством. Кроме того, аудит проверяет деятельность холдинговых компаний, инвестиционных фондов, доверительных обществ и других финансовых посредников, эмитентов ценных бумаг, государственных предприятий при сдаче в аренду целостных имущественных комплексов, приватизации, корпоратизации и других изменениях форм собственности, при поднятии вопроса об определении неплатежеспособности или банкротства.

Аудитор прежде всего контролирует отражение в учете капитала, используемого на предприятии.

В условиях многоукладной экономики в составе собственного капитала субъекта предпринимательства в учете выделяются уставный, дополнительный и резервный капиталы, нераспределенная прибыль и другие резервы.

В бухгалтерском учете отражается величина уставного капитала, зарегистрированная в учредительских документах как совокупность вкладов (долей, акций по номинальной стоимости, паевых взносов) учредителей (участников) предприятия.

Уставный капитал и фактическая задолженность учредителей (участников) по вкладам (взносам) в уставный капитал учитывается и отражается в отчетности отдельно.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия вместо уставного капитала в учете отражают уставный фонд, сформированный в соответствии с законодательством.

Средства от дооценки внеоборотных активов предприятия, которая осуществляется в соответствии с правовыми актами, безоплатно полученные ценности и другие аналогичные средства отражают в учете и отчетности как дополнительный капитал.

Созданный в соответствии с законодательством резервный капитал для покрытия непроизводительных расходов и убытков, а также выплат доходов (дивидендов) участникам в случае отсутствия или недостаточности прибыли отчетного года для этой цели отражается в учете и отчетности отдельно.

Предприятие может создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими субъектами хозяйствования и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением суммы резервов на финансовые результаты предприятия.

Сомнительными долгами признаются дебиторская задолженность субъекта, не погашенная в сроки, установленные договорами, и не обеспеченная соответствующими гарантиями.

Резерв сомнительных долгов создается на основании результатов проведенной в конце года инвентаризации дебиторской задолженности предприятия. Величина резерва определяется по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Если до конца года, следующего за годом образования резерва сомнительных долгов, этот резерв не будет использован в любой части, то неизрасходованные суммы прибавляются к прибыли соответствующего года.

С целью равномерного включения последующих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода предприятие может создавать резервы: для оплаты отпусков работникам; на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; для ремонта основных средств; для производственных затрат на подготовительные работы в связи с сезонным характером производства; для последующих затрат на ремонт предметов проката; на выплату вознаграждений по итогам работы за год и другие цели, предусмотренные законодательством и нормативными актами.

Необходимость аудиторской проверки обусловливается тем, что наиболее достоверным источником информации о хозяйственной деятельности предприятия являются данные бухгалтерского учета и отчетности, по которым вычисляют платежи в государственный и местные бюджеты. Прежде всего проверяется применение в учете хозяйственных операций типовой первичной документации, утвержденной в установленном порядке Госкомстатом Украины, а также министерствами и ведомствами, правильность оформления этой документации и своевременность ее представления в бухгалтерию предприятия. Проверяется организация обработки первичной документации в бухгалтерии предприятия, соблюдение методических указаний Министерства финансов Украины, Госкомстата Украины и других органов по отражению хозяйственных операций и процессов на счетах бухгалтерского учета и отчетности. В частности, это касается Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином Украины. Устанавливается достоверность отчетности, представляемой в разные органы хозяйственного и государственного управления, а также сроки ее составления. Особой проверке подлежит использование данных учета и отчетности в маркетинге, управлении предприятием.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Расходы обслуживающих производств
В соответствии со статьей 275.1 Налогового кодекса РФ обслуживающими производствами считаются подсобные хозяйства и коммунальные объекты, числящиеся на балансе предприятия: гостиницы для размещени ...

Операции с ценными бумагами
В статье 280 Налогового кодекса изложены особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами. Поскольку глава 25 Налогового кодекса не содержит даже примерного перечня расходов, ...

Планирование аудита и аналитические пюцедуры
Эта глава знакомит читателя с вопросом планирования аудита и разработки его методики, а также тремя основными этапами планирования аудита. Рис. 5.7 наглядно показывает, каким образом стадия планир ...