Задачи, объекты, источники информации и методические приемы аудитаОбщая теория аудита / Аудиторская проверка состояния учета, отчетности и внутрихозяйственного контроля / Задачи, объекты, источники информации и методические приемы аудитаСтраница 1
Задача аудиторской проверки состояния учета, отчетности и внутрихозяйственного контроля состоит в повышении эффективности превентивного (предупредительного) и текущего контроля производства и финансово-хозяйственной деятельности предприятий с целью недопущения возникновения потерь и перерасходов производственных ресурсов, нарушения трудовой и производственной дисциплины, недостач и хищений общественной собственности, а также других негативных явлений в хозяйствовании.
В соответствии с задачами аудита определяются его объекты, источники информации и методические приемы (рис. 16.1).
Объекты аудита — учетная политика и стандарты, перспективные и текущие планы совершенствования учета, превентивного и текущего контроля, их обоснованность и прогрессивность, выполнение этих планов, организация и состояние учета и контроля, содержание и достоверность отчетности, планы внутрихозяйственного контроля, аудита и их выполнение, применение автоматизации учета и контроля, планы повышения квалификации работников учета, их выполнение.
Источники информации — законодательство по вопросам финансово-хозяйственной деятельности, учета и контроля, нормативные документы о бухгалтерских отчетах и балансах, государственной контрольно-ревизионной службе, нормативно-методические документы по инвентаризации, учету, отчетности и контролю, материалы контрольных проверок и решений по ним, решения по результатам хозяйственной деятельности, первичные документы и учетные регистры, текущая и годовая отчетность предприятия.
Особенности методических приемов аудита, обобщения и реализации его результатов состоят в сплошных и выборочных проверках состояния оперативного (внутрихозяйственного, управленческого), бухгалтерского и статистического учета, его организации и методологии, а также непосредственного контроля качества состояния учета и отчетности.
Используются такие нормативные документы: План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению; Положение об организации бухгалтерского учета и отчетности в Украине, утвержденное Кабинетом Министров Украины, нормативные документы (стандарты) по учету основных средств, инвентаризации денежных средств, товарно-материальных ценностей и расчетов, учету труда и заработной платы, учету затрат на производство и калькуляции продукции (работ, услуг). Порядок ведения кассовых операций в народном хозяйстве Украины, утвержденный Национальным банком Украины; Инструкция о порядке заполнения форм годового финансового отчета предприятий, объединений и организаций, утвержденная Министерством финансов Украины, и нормативные документы по вопросам составления статистической отчетности.
Важное место в проверке состояния бухгалтерского учета занимает изучение учетной политики, т.е. взаимосвязи учета с управлением производством, в частности его ин формационным обеспечением. При этом выясняются возможности интеграции разных видов бухгалтерского, статистического и оперативного (управленческого) в единой системе хозяйственного учета на базе быстродействующей электронно-вычислительной техники, что очень важно в условиях создания АСОИ разных уровней и АРМ бухгалтера. В этой связи аудит исследует состояние централизации учета как в пределах предприятия, так и в плане создания централизованной бухгалтерии для ряда однородных малых предприятий, кооперативов, бюджетных организаций и других, определяет целесообразность разных форм централизации бухгалтерского учета.
Рис. 16.1. Модель аудиторской проверки состояния учета, отчетности и внутрихозяйственного контроля
При проверке учетной политики выдвигаются следующие требования: достоверность, простота, соответствие учетных показателей данным первичных документов по хозяйственной деятельности, своевременное обеспечение нужд управления в информации о ходе производства продукции, работ и услуг. В процессе аудита устанавливают: имеются ли на предприятии инструкции по оформлению первичных документов на хозяйственные операции и графики документооборота, своевременно ли составляются документы по поступлению и расходованию ценностей кладовщиками, руководителями производственных подразделений и другими лицами, выполняются ли графики поступления документов со складов, баз и других подразделений в бухгалтерию, а также обработки документов в бухгалтерии и вычислительном центре и контроль достоверности отражения в документах хозяйственных процессов.
Смотрите также
Расчётная часть
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
Остатки
по счетам Главной книги фирмы "Радуга" по состоянию на 1 декабря 200Х
г.
№ счета
Наименование счета
Варианты ...
Расходы обособленных подразделений
Организации могут отдельно не считать налог на прибыль, приходящийся на каждое
обособленное подразделение, если все они находятся в одном субъекте РФ (ст. 288
Налогового кодекса РФ). Сумму налога ...
Завершение проверок в цикле реализации и получения выручки - дебиторская задолженность
В главе 13 идет речь об аналитических процедурах и тестах элементов балансов
для счетов в цикле реализации и получения выручки, о взаимосвязи этих тестов с оценкой
риска контроля и проверками опер ...